Шпалера в России — Vmesto

Шпалера в России

Дата публикации: 19.07.2016

Шпалерное дело в России стало развиваться позже, чем в западноевропейских странах. По инициативе Петра I. в 1716г. году в Париже был заключен договор с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры о создании гобеленовой мастерской в Петербурге, а уже в 1717 году была организована Императорская шпалерная мануфактура.

В этом же году французскому художнику Депи Мартену Младшему были заказаны эскизы на тему Северной войны. Однако работа затянулась. Тогда Петр I приказал выткать русским мастерам шпалеру на тему Полтавской битвы. Эскиз для шпалеры был выполнен придворным художником Л. Каранакка, а выткан французским мастером Филиппом Бегагль со своим русским учеником Иваном Кобылякой в 1722 году.

Ф. Бегагль сыграл огромную роль в становлении шпалерного дела в России.

Он обучил своему искусству группу русских ткачей, работавших на Петербургской мануфактуре. Ими выполнены шпалеры, украшавшие залы Монплезира в Петергофе и Зимнего дворца.

Ткацкие работы распределялись между исполнителями по уровню сложности. Одни ткачи ткали цветы, другие – архитектурные элементы, третьи – лица и фигуры людей. В зависимости от сложности выполнения работ распределялось и жалование.

Однако привнесенное извне шпалерное искусство не приживалось в России. Не спасла положение и организация при мануфактуре школы рисования для подготовки русских художников, знающих технологию изготовления шпалер.

Шпалерное дело в XVIII-XIX веках

В середине XVIII века шпалерная мастерская получает крупный императорский заказ по изготовлению шпалер для Зимнего дворца, но выполнить его оказалось невозможно из-за отсутствия квалифицированных специалистов. И снова ведется большая работа по обучению шпалерному делу во Франции солдатских детей.

Во времена правления Екатерины II в шпалерной мастерской работало 150 русских мастеров. Они выполняли не только царские, но и частные заказы на историческую и декоративно – орнаментальную тематику.

Вплоть до XIX века шпалерное дело в России переживает период расцвета. Производятся шпалеры, обои, обивка для мебели. Заказов было так много, что русские художники не всегда справлялись с объемом работы.

Мастера русской шпалеры привносили в работу свое творческое видение идеи, следили за веяниями моды в шпалерном искусстве. Они выполняли не только исторические композиции или пейзажи, но и портреты царственных особ и их приблеженных, требующие высокого уровня профессионализма.

В конце 20-х годов XIX века шпалерное производство теряет свои позиции, так как шпалера выходит из моды, но мануфактура существует до 1857 года.

В настоящее время образцов русского шпалерного искусства осталось чуть более ста. Одни утеряны во время военных компаний, другие вывезены за пределы России как дипломатические подарки.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий